Как начать понимать оперу и наконец-то ее полюбить
Опера — это жанр, который можно охарактеризовать как синтез музыки и театра. Американский писатель Амброз Бирс в своем сатирическом «Словаре Сатаны» дал ей следующее определение: «Пьеса, представляющая жизнь в другом мире, у обитателей которого нет речи, кроме песни, нет движений, кроме жестов, и нет стати, но есть позы».
«Бери и Делай» поможет вам полюбить оперу и наконец-то узнать, о чем же поют артисты на сцене. В бонусе вы найдете арии, которые можно послушать, чтобы проникнуться этим видом искусства.
Краткий экскурс в историю
Если вы никогда раньше не слушали оперу и пришли сразу в концертный зал без какой-либо предварительной подготовки, то у вас наверняка возникнут проблемы с пониманием происходящего на сцене. И не потому, что вам это не под силу, а лишь из-за того, что для постижения этого вида искусства требуется некий базовый уровень знаний. Впрочем, все можно легко усвоить самостоятельно, для этого необязательно учиться в консерватории.
Необходимость заблаговременного освоения основ оперы можно объяснить на простом примере. Представьте, что вы пришли в кинотеатр на последнюю часть «Мстителей», или «Звездных войн», или «Гарри Поттера». Вы совсем ничего не знаете о героях, о том, что, как, почему и зачем происходит на экране. Вполне ожидаемо, что вам не удастся насладиться просмотром. Так и с оперой: для ее понимания нужна небольшая подготовка.
Чтобы лучше определить суть оперы, нужно для начала разобраться в эпохах ее становления, а также узнать имена людей, которые считаются культовыми фигурами в этом роде искусства.
- Опера берет свое начало в XVI веке с произведения Якопо Пери «Дафна». До наших дней оно, к сожалению, не дошло. Чуть позднее в период перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко одним из популярнейших композиторов был Клаудио Монтеверди. И хотя он и не написал первую оперу, но именно за ним закрепилось негласное звание «отца» этого искусства. В его произведениях обычно используются небольшие оркестры. Впрочем, то же можно сказать и о современниках Монтеверди. Среди других композиторов, писавших оперы в эпоху барокко, можно выделить Георга Фридриха Генделя и Антонио Вивальди.
- На смену барокко пришел классицизм. Такие композиторы, как Антонио Сальери и, конечно же, Вольфганг Амадей Моцарт, были одними из самых важных фигур в эту эпоху. Классическая музыка, как правило, очень официальна. Она строго следует правилам и четко структурирована, что, впрочем, не умаляет ее красоты.
- После классической эпохи наступил довольно значимый период в истории оперы с такими композиторами, как Джузеппе Верди, Гаэтано Доницетти, Рихард Вагнер и бесчисленным множеством других творцов. В этот период начали широко использовать большие оркестры. Современные оперные композиторы, начиная с середины XX века и далее, тоже часто следуют этому примеру.
💡 4 величайшими фигурами в истории оперы многие считают Моцарта («Свадьба Фигаро»), Вагнера («Тристан и Изольда»), Верди («Трубадур») и Джакомо Пуччини («Мадам Баттерфляй»).
Ниже рассмотрим 2 пути знакомства с оперой.
Если вы хотите понять определенную оперу
У вас уже могут быть билеты на руках или вы просто услышали где-то понравившийся отрывок и теперь хотите посмотреть все целиком.
- Узнайте, кто написал оперу, национальность автора, когда он творил. Насколько известно произведение, какое место оно занимает среди всего многообразия того репертуара, который любят ставить на мировых театральных площадках.
- Определите форму. Это может быть опера с отдельными номерами, например ариями или дуэтами, разграниченными устными диалогами (зингшпиль) или речитативами. Другой тип характеризуется сквозным действием, которое непрерывно разворачивается в рамках сцены.
- Убедитесь, что у вас есть доступ к переводу текста в режиме реального времени. В этом помогут субтитры. Сейчас их можно увидеть не только под видео, но и в концертном зале над сценой (супратитры) или рядом со своим местом. Кроме того, отличным подспорьем в этом деле станет либретто с переводом текста, озвученного артистом.
💡 В порядке убывания частоты — оперы в основном пишутся на итальянском, немецком, французском, английском, русском, чешском и испанском языках.
Если вам хочется разбираться в оперном искусстве в целом
Здесь потребуется более масштабный подход, и прослушать придется не одно произведение.
- Начинайте с малого. Прежде чем слушать оперу продолжительностью 2 часа, обратите внимание на арии, которые длятся не более 10 минут. Они не только дадут общее представление о всем произведении в целом, но и помогут понять стиль композитора.
- Слушайте разных композиторов. Но не начинайте свой путь с Вагнера, он слишком сложен для новичков. Лучшим выбором станут Джоаккино Россини и Моцарт. Итальянцы славятся своими операми, поэтому вполне предсказуемо, что именно они смогут помочь окунуться в это искусство с головой. Остановитесь на чем-то легком, простом и с запоминающейся мелодией. Даже если вы не увлекались оперой раньше, то наверняка слышали какие-то известные фрагменты. Например, арию Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта.
- Читайте либретто, смотрите в субтитры. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы глубже погрузиться в произведение. Когда прокачаете эти навыки, попробуйте следовать уже за фортепианными и вокальными партитурами. Даже если вы не умеете читать музыку, попытка следить за нотным письмом поможет сосредоточиться на звучании. Партитуры самых известных опер, написанных более 100 лет назад, можно свободно найти в библиотеке IMSLP. Только убедитесь в том, что вы используете именно вокальные, а не полные оркестровые, которые будут сложны для новичков.
- Развивайте наслушанность. Требуется несколько прослушиваний, прежде чем что-то начинает казаться знакомым. А люди склонны получать удовольствие от новых форм музыки после того, как они становятся узнаваемыми.
Обратите внимание на жестикуляцию
Так как для оперы характерно сочетание пения и актерской игры, ее можно понимать не только на слух, но и визуально. Какие-то эмоциональные переживания и потрясения певец может изобразить при помощи мимики, например насупившись, округлив глаза или приподняв брови. Но концертный зал большой, а зрителей от сцены обычно отделяет оркестровая яма, поэтому, даже сидя в партере, не всегда можно рассмотреть лица актеров.
К счастью, в арсенале оперных певцов есть некоторые жесты, которые они неизменно используют, чтобы зритель лучше понимал то, о чем поется. О них писал Питер Гэммонд, автор книги «Опера. Притворись ее знатоком»:
- Рука отведена в сторону. Или же обе руки широко разведены. Так артист показывает радость от происходящего и то, насколько в данный момент он доволен своей жизнью. Учитывая сюжеты многих опер, такой жест чаще всего можно увидеть лишь в первых сценах, поскольку с течением времени действие становится все более мрачным и пессимистичным.
- Рука или обе руки лежат на груди. Таким образом поющий показывает искренность и правдивость своих слов. И хотя порой происходящее на сцене начинает напоминать театр абсурда, этот жест нейтрализует сомнения по поводу всего действа.
- Одна рука на лбу с обращенной вверх ладонью. Можно сделать вывод, что герой страдает, его мучают угрызения совести и терзают душевные муки. Кроме того, он может находиться в замешательстве, испытывать скорбь или все ранее перечисленное вместе.
Бонус: что послушать
- «Nessun dorma» («Турандот» Джакомо Пуччини)
- Куплеты тореадора («Кармен» Жоржа Бизе)
- «Cessa di più resistere» («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини)
- Ария Царицы ночи («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта)
- «Ah! Mes amis» («Дочь полка» Гаэтано Доницетти)
- «Libiamo ne’ lieti calici» («Травиата» Джузеппе Верди)
- «La donna è mobile» («Риголетто» Джузеппе Верди)
- «Non più andrai» («Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта)
- «Là ci darem la mano» («Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта)
- «Martern aller Arten» («Похищение из сераля» Вольфганга Амадея Моцарта)
- «Casta diva» («Норма» Винченцо Беллини)