Как выглядели 7 чудес света
Каждое из семи чудес света приводило людей того времени в благоговейный трепет перед великолепием этих сооружений. Из всех до наших дней сохранилось лишь одно. Однако в этом списке есть и то, местонахождение которого до сих пор неясно, и ставится под вопрос сам факт его существования.
«Бери и Делай» сравнил, как могли бы «чудеса» выглядеть раньше и что на их месте находится сейчас, а также узнал впечатляющие факты о каждом из них.
Великая пирамида Гизы
Великая пирамида Гизы — единственное сохранившееся сооружение из списка семи чудес света, которое мы можем увидеть сегодня. Этот факт поражает еще больше, если учитывать, что пирамида была возведена раньше других «чудесных строений».
Она строилась в течение 20 лет для египетского фараона Хеопса. Изначально высота составляла 146 м, основание — 230 м. Для возведения использовалось более 2 млн каменных блоков. Некоторые из них имеют такой огромный размер и вес, что их подъем и перемещение кажутся невозможными даже по современным меркам.
Хотя существует много теорий относительно назначения пирамиды, наиболее широко распространено мнение, что она была гробницей для царя. Однако то, как именно шло строительство, до сих пор озадачивает. Появляется все больше доказательств, что древние египтяне использовали особые технические средства, которые, по всей видимости, были слишком привычными для них, поэтому у них просто не было необходимости описывать их на бумаге. Тем не менее запутанность внутренних ходов, особое расположение комнат и в целом ориентация пирамиды по сторонам света притягивают последователей крайних теорий вроде инопланетной помощи и влияния извне.
Также важно отметить, что, несмотря на популярное мнение об использовании при строительстве пирамид рабского труда, это не является правдой. Все сооружения воздвигались нанятыми работниками, которым платили. Кроме того, в 1979 году египтологами Марком Ленером и Захи Хавассом было обнаружено в Гизе жилье рабочих.
Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды в Эфесе строился более 120 лет, а разрушился всего за одну ночь. Построенный в 550 году до н. э., он был настолько великолепен, что каждое упоминание о нем было написано с особым трепетом. Все сходились во мнении, что это было одно из самых удивительных сооружений, когда-либо возведенных людьми. Он был около 129 м в длину, почти 69 м в ширину и с высокими колоннами под 18 м.
21 июля 356 года до н. э. человек по имени Герострат поджег храм, чтобы, по его словам, достичь вечной славы, навсегда ассоциируясь с уничтожением чего-то столь прекрасного. В ту же ночь родился Александр Македонский.
Храм был возведен вновь в менее грандиозном масштабе. Согласно сведениям историка Страбона, новая версия была даже лучше самого оригинала. Эфес стал процветать, что привлекло нежелательное внимание со стороны готов. Во время вторжения они разграбили храм Артемиды. Вновь отстроенный, он был окончательно разрушен последователями римского императора Феодосия I, который издал указ против языческих обычаев.
Храм Артемиды не был заброшен окончательно, и в Средние века его блоки были повторно использованы во многих зданиях в Эфесе, что было обычной практикой в древности. Сегодня все, что осталось от храма, — его фундамент и единственная колонна, которая была возведена из оставшихся камней. Все это придает тоскливый вид месту, которое когда-то было одним из самых удивительных в Древнем Средиземноморье.
Статуя Зевса в Олимпии
Это чудо света было создано великим греческим скульптором Фидием. Статуя изображала бога Зевса, сидящего на своем троне. Его тело было сделано из слоновой кости, а одежда — из чеканного золота. Высота составляла 12 м и была призвана внушать благоговейный трепет поклоняющимся, которые приходили в храм.
Не все были поражены гигантской статуей. Историк Страбон писал, что «сам храм очень большой, и скульптора критикуют за то, что неправильно рассчитал пропорции». Поскольку голова почти касалась потолка, притом что Зевс представал сидящим, создавалось впечатление, что, стоит ему подняться на ноги, он снесет крышу.
Тем не менее шедевр Фидия пленил древний мир и был обязательным зрелищем для всех, кто посещал древние Олимпийские игры. Однако вскоре римский император Феодосий I издал указ о прекращении всех культовых практик, включая Олимпиаду. После этого храм пришел в упадок, пока не был осквернен, а затем полностью разрушен землетрясениями. В конце концов руины были покрыты илом, принесенным рекой Алфей, которая постепенно поменяла свое течение.
Статую не постигла та же участь, что и храм, поскольку им суждено было разлучиться и никогда больше не воссоединиться. Ее несколько раз ремонтировали, исправляли трещины в слоновой кости и, возможно, добавляли опорные колонны под трон. Римский император Калигула пытался привезти ее в Рим, но, по словам писателя Светония, проект был заброшен после того, как гигантский Зевс таинственно испустил рев смеха и строительные леса рабочих рухнули. Следующим осквернением было похищение его золотых частей римским императором Константином I.
В конечном счете статуя Зевса была перенесена в Константинополь в 395 году н. э., где была разрушена в результате землетрясения или цунами в V или, что более вероятно, VI веке н. э. Согласно альтернативной теории, статуя была уничтожена пожаром в 475 году н. э. Каковы бы ни были точные причины ее утраты, сохранившиеся описания древних писателей, изображения в произведениях искусства и на монетах — это все, что сохранилось от единственного «чуда» Древнего мира, которое было в прямом смысле почитаемо.
Мавзолей в Галикарнасе
Секрет успеха Мавзолея в Галикарнасе — дерзкое сочетание монументальной архитектуры и гигантской скульптуры, используемое исключительно для визуального эффекта, которое увековечивает память не бога, а смертного. Сооружение было построено около 351 года до н. э. и служило усыпальницей персидского сатрапа Мавсола.
Правитель умер в 353 году до н. э., и его жена Артемисия решила создать место последнего упокоения, достойное такого великого царя. Она умерла через 2 года после мужа, ее прах был погребен вместе с его. Ремесленники продолжали работу над сооружением в знак уважения к своей покровительнице. В результате гробница была богато украшена прекрасной скульптурой, а ее высота составила 41 м.
Мавзолей, в отличие от многих других древних чудес, сохранялся более или менее нетронутым на протяжении всей Античности, несмотря на несколько землетрясений. Фрагменты сохранившегося сооружения, в том числе украшенные декоративной скульптурой, были использованы рыцарями Святого Иоанна Мальтийского в стенах замка Святого Петра в Бодруме (территория античного Галикарнаса), построенного около 1494 года н. э.
Сегодня мавзолей представляет собой не что иное, как несколько разбросанных камней и барабанов колонн, в которых нет ничего, что намекало бы на когда-то величайшую гробницу в мире после пирамид Гизы. Тем не менее огромный след в истории это сооружение все же оставило, ведь именно в честь правителя Мавсола мы сейчас называем усыпальницы мавзолеями.
Александрийский маяк
Александрийский маяк оказал огромное влияние на более позднюю арабскую архитектуру минаретов и, несомненно, породил целый ряд похожих сооружений в гаванях по всему Средиземному морю. После пирамид Гизы он был самым высоким сооружением в мире, построенным руками человека.
Маяк был возведен на острове Фарос во времена правления Птолемеев I и II. Его высота была более 100 метров. Сооружение поднималось от большого основания квадратного сечения к среднему восьмиугольного сечения до небольшой вершины круглого сечения. Те, кто видел маяк во всей красе, сообщали, что нет таких слов, чтобы описать его красоту.
Он простоял более 1 600 лет. Периодически землетрясения сильно повреждали строение, но есть записи, говорящие о регулярных ремонтных работах. Из исторических документов его упоминание исчезает после XIV века н. э., предположительно, из-за того, что маяк был окончательно разрушен очередным землетрясением. Гранитный фундамент башни был повторно использован в форте Кайт-Бей. Современные археологи обнаружили несколько каменных фрагментов и 2 монументальные фигуры Птолемея I и его супруги царицы Береники, которые вполне могли когда-то быть частью башни или находиться поблизости.
Слово «фарос» стало этимологической основой слова «маяк» в греческом, многих романских языках, таких как французский, итальянский, испанский, каталанский, румынский, португальский, и даже в болгарском. Во французском, турецком, сербском и русском языках производное слово означает «фара».
В 2016 году Министерство по делам древностей Египта планировало превратить затопленные руины Древней Александрии в подводный музей, предоставив туристам доступ к 2 500 подземным каменным кладкам, датируемым 365 годом н. э.
Висячие сады Семирамиды
Висячие сады Семирамиды (или Вавилона) представляли собой восходящую серию многоярусных садов, содержащих огромное разнообразие деревьев, кустарников и виноградных лоз, напоминающих зеленую гору.
Существует несколько теорий происхождения этого необычного чуда света. По одной из них, Висячие сады были построены нововавилонским царем Навуходоносором II для его жены царицы Амитис, потому что она скучала по зеленым холмам и долинам своей родины Мидии. Другая теория полагает, что это дело рук легендарной царицы Семирамиды, которая, предположительно, правила Вавилоном в IX веке до н. э.
Висячие сады — единственное «чудо», местоположение которого окончательно не установлено. До насне дошло ни одного вавилонского текста, в котором упоминались бы сады, и никаких археологических свидетельств найдено не было.
Кто-то придерживается мнения, что они были чисто мифическими, а все писания Страбона, Диодора Сицилийского и Квинта Курция Руфа представляют романтизированный идеал восточного сада. Другие верят, что сады существовали в Вавилоне, но были полностью уничтожены примерно в I веке н. э. Третьи и вовсе считают, что легенда относится к задокументированному саду ассирийского царя Синаххериба, который он построил в своей столице Ниневии на берегу реки Тигр, недалеко от современного города Мосула.
Колосс Родосский
Колосс Родосский представлял гигантскую бронзовую статую бога солнца Гелиоса высотой 33 м, которая стояла у гавани Родоса. Сделанная местным скульптором Харесом из бронзы, она вскоре появилась в списках обязательных для посещения путешественниками достопримечательностей.
Колосс, как и многие другие сооружения на Родосе, был разрушен землетрясением. По сведениям греческого географа и писателя Страбона, статуя сломалась в коленях и потом лежала одинокая и нетронутая, потому что местные жители верили предсказанию великого дельфийского оракула, что перемещение ее принесет несчастье городу.
Плиний Старший сделал следующие наблюдения об устрашающем облике, пусть и павшего, колосса: «Эта статуя, спустя 56 лет после того, как она была воздвигнута, была разрушена землетрясением, но даже сейчас, когда она лежит, вызывает наше удивление и восхищение. Немногие мужчины могут обхватить его большой палец руками».
По словам византийского историка Феофана, когда Родос был оккупирован, еврейский купец из города Эдессы в Верхней Месопотамии купил бронзовые обломки колосса, расплавил их и транспортировал металл на Восток на 900 верблюдах.