Бери и делай
Бери и делай

Какие бывают материалы для рисования

Чаще всего мы начинаем рисовать в детстве, не особо обращая внимание на то, как устроен этот процесс. Детям нравится раскрашивать любые поверхности, использовать вместо кисточек собственные руки и вообще экспериментировать в процессе творчества. Начинающие художники не только знакомятся с разными материалами и инструментами для рисования, но еще и учатся особым техникам, позволяющим даже новичкам создавать настоящие шедевры.

«Бери и Делай» рассказывает, какие бывают материалы для рисования и в чем особенности их применения.

  • Бумага для рисования
    Выбор зависит от того, чем именно вы будете рисовать. К примеру, для акварельных красок нужна специальная акварельная бумага, которая отличается плотностью, цветом, фактурой и составом. Скетчбуки, как и обычные альбомы для рисования, подходят чаще всего для простых набросков карандашом или углем. Для пастели рекомендуется брать бумагу с текстурой, чтобы цвет ложился ровно и держался долго, и без кислот, благодаря чему пигмент не потускнеет, а сама бумага со временем не пожелтеет. О составе, свойстве и назначении бумаги производители указывают на упаковке.
  • Зажимы, малярный скотч и планшеты
    Использование планшетов или зажимов на блоках с бумагой облегчают процесс рисования, позволяя плотно зафиксировать лист. Это особенно важно, когда бумага контактирует с водой или иной жидкостью, в результате чего начинает топорщиться и набухать.
    Малярным скотчем (при условии, что он не очень липкий) можно не только фиксировать лист, на котором рисуете, но также временно закрывать или маскировать тот или иной участок бумаги, например чтобы сохранить белые участки в нужных местах при закрашивании фона.
  • Простые карандаши
    Простой карандаш пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти черного в зависимости от твердости грифеля. На это указывает маркировка в виде буквы и цифры на карандаше (как на картинке выше). Набор качественных карандашей сложно назвать доступным из-за цены, поэтому для начала можно купить поштучно несколько карандашей с разной маркировкой, например 2Н (твердый), НВ (средняя мягкость) и 2В (мягкий).
    Твердые карандаши создают светлые линии, подходят для тонировки. Сила нажатия при этом не влияет на оттенок, поэтому твердый карандаш не даст насыщенный оттенок, но его удобно использовать для набросков и черновиков. Мягкий карандаш, наоборот, даст более насыщенный оттенок с первого нанесения.
    Совет: Вместо обычной точилки используйте канцелярский нож. Так вы сможете при заточке карандаша сформировать длинный грифель нужной остроты.
  • Цветные карандаши
    Качественные профессиональные карандаши отличаются насыщенными пигментами, предлагаются в широкой цветовой гамме, их легче точить, но и цена их выше. Новичкам выгоднее покупать профессиональные карандаши поштучно, выбрав те цвета, которые нужны в первую очередь.
    В основе таких карандашей могут быть разные материалы, например:
    🔶 Акварельные карандаши состоят из прессованной акварели, благодаря чему сначала ими можно создать рисунок на сухой акварельной бумаге, а затем растушевать нарисованное обычной кисточкой с водой. Так получится картинка, похожая на ту, что создана обычными акварельными красками.
    🔶 Карандаши на восковой основе более мягкие, позволяют рисовать слоями, в результате чего получается красивая полноцветная картинка с мягкими переходами цветов и чередованием оттенков. Но такие карандаши могут ломаться и крошиться.
    🔶 Масляные карандаши производятся на основе растительного масла. Они тверже, чем восковые, поэтому реже ломаются, но дают менее насыщенный и «жирный» цвет.
  • Пастель
    Выпускается в виде мелков или пастельных карандашей. Бывает «сухой», масляной и восковой, а также твердой и мягкой. Во время обучения рисованию для набросков и зарисовок часто используют масляную пастель, потому что она дает более мягкие линии и ее легче растушевать. Кому-то удобнее использовать твердую пастель — конец дает четкую линию, а сторону палочки можно использовать для тона.
    Чтобы корректировать рисунок пастелью, используют не только ластик, но также лезвия бритвы и кисти из щетины. Пастель имеет свойство осыпаться, поэтому ее рекомендуется наносить на специальную бумагу, позволяющую удерживать пигмент. Кроме того, в продаже есть специальные фиксаторы, которые наносят в процессе работы или уже на готовый рисунок.
  • Художественный уголь
    Бывает древесным (дает мягкие штрихи) или прессованным (позволяет создавать жесткие четкие линии), выпускается в виде палочек или карандашей.
  • Художественный мел
    Если уголь дает темный цвет, то с помощью художественного мела можно добавить белые участки или блики, штриховки, подкорректировать рисунок углем, добавить объем или растушевать отдельные зоны. Продается не только в виде мелка, но и похожим на карандаш, благодаря чему его удобно использовать для прорисовки мелких деталей.
  • Сангина и сепия
    Эти материалы часто путают с пастелью и углем. Они продаются в виде мелков и палочек, дают похожую текстуру рисунка. Сангина изготавливается из глины, бывает разных оттенков рыжего цвета и не размывается водой. Цвета сепии ближе к коричневым, и она легко размывается водой.
  • Ластики и клячки
    Каучуковый ластик позволяет стирать с бумаги графит. Резиновый выполняет ту же функцию, но бережнее относится к бумаге. Пластиковый, наоборот, более жесткий, благодаря чему удаляет с бумаги практически любой материал, но одновременно с этим может сильно ее повредить.
    Клячка выглядит как обычный ластик, но в руках ведет себя как пластилин. Она выручит там, где надо аккуратно снять с бумаги лишнее, не повредив ее и не оставив катышки. Кроме того, такой ластик легко разорвать на более мелкие кусочки и придать им нужную форму, чтобы корректировать мельчайшие детали или растушевать цвета.
    Совет: Клячку можно сделать самостоятельно из обычного ластика. Для этого разотрите его на чистой бумаге, соберите катышки и, сжимая их между собой с помощью пальцев, сформируйте мякиш. Клячка готова!
  • Кисти для рисования
    Различаются по своей форме, материалу и задачам, для которых предназначены.
    🔶 Форма
    Наиболее популярной является круглая кисть. С ее помощью можно залить цветом крупные участки или заполнить цветом мелкие детали. Плоскими кистями удобно наносить фон и работать на обширной поверхности. Если у плоской кисти короткий ворс, то с ее помощью легче прокрашивать детали, особенно там, где нужны ровные линии. Плоские веерные кисти позволяют растушевать цвет или создать фактуру. С помощью линейных кистей прорисовывают мельчайшие детали или проводят длинные линии.
    🔶 Материал и номер
    Кисти из натурального ворса отличаются мягкостью. Например, кисти из хвоста белки хорошо держат форму и впитывают влагу, благодаря чему их любят акварелисты. Кисти из шерсти колонка подойдут практически для любой краски. Из шерсти пони — более жесткие, их лучше брать для гуаши. Синтетика не подойдет для акварели, но для акриловых красок это идеальный вариант. Рядом с названием материала, из которого сделана кисть, обычно указывают и номер, обозначающий ее диаметр в миллиметрах.
  • Акварельные краски
    Перед нанесением на бумагу разводятся водой, благодаря чему цвет получается легким, полупрозрачным. Это позволяет легче смешивать между собой цвета, делая плавные переходы, и создавать многослойные рисунки. Важную роль в этом играют не только качественные краски, но и специальная бумага. Ее плотность, состав и зернистость напрямую влияют на то, какое изображение в итоге получится.
  • Палитра для акварели
    Чтобы смешивать между собой разные цвета или разбавлять их, делая более или менее насыщенными, используется палитра. Чаще всего она идет в комплекте с красками (это обратная сторона крышки с красками), но вместо нее можно взять обычное белое блюдце.
  • Емкости с водой
    При работе с акварелью лучше использовать две емкости с водой: одну — чтобы макать в нее чистую кисть, а другую — чтобы набирать в кисть воду в процессе работы с конкретным цветом или оттенком.
  • Линеры
    Бывают разного диаметра и цвета. Их можно использовать для эскизов, быстрых зарисовок, проработки штриха или доработки акварельных рисунков.
  • Гуашь
    Отличается плотным и насыщенным тоном, позволяет перекрывать темные оттенки более светлыми. Рисунок гуашью быстро сохнет, при этом светлый цвет становится чуть темнее, а темный, наоборот, чуть светлее. Детская гуашь отличается менее насыщенными цветами, художественная — большим разнообразием возможных оттенков. Существует также специальная гуашь с золотыми, серебряными и иными пигментами, предназначенная для декора рисунка.
  • Акриловые краски
    По своей консистенции плотнее гуаши, но их можно разбавлять, они быстро высыхают, и после этого цвет становится темнее. Благодаря дополнительным добавкам могут давать не только глянцевый, но и матовый финиш. Акриловые краски — это неплохая альтернатива масляной краске: они дешевле, не трескаются после высыхания и не требуют дополнительной фиксации. Кроме того, такой краской можно рисовать на любой нежирной поверхности, например стекле, дереве или металле.

Чем лучше рисовать?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя: у каждого материала свои плюсы и минусы, свои особенности использования. Но вы можете обучиться техникам рисования тем или иным материалом, чтобы затем по желанию выбрать что-то одно или, наоборот, создавать картины, одновременно работая со всеми доступными вам материалами.

Бери и делай/Советы/Какие бывают материалы для рисования
Поделиться этой статьёй