Бери и делай
НовоеПопулярное
Изучай
Создавай
Улучшай

Как играть в нарды

1-1-
655

Нарды — древняя игра. Самый ранний ее предок, возраст которого составляет примерно 5 тыс. лет, был найден на раскопках шумерской цивилизации. Может показаться, что ее правила очень сложные, но это не так: игра проста и не оставляет никого равнодушным.

«Бери и Делай» предлагает своим читателям научиться играть в 2 самых распространенных типа этой игры: длинные и короткие нарды.

Основные термины

  • Бар — пространство на игровой доске, которое разделяет игровое поле на «двор» и на «дом».

  • Блок (заграждение, мост) — 6 закрытых ячеек, которые не дают сопернику двигаться вперед.

  • Блот (туска, шуст) — одиночная шашка в коротких нардах. Также блотом называют пункт, занятый одиночной шашкой.

  • Выброс (вывод) — выведение шашек за пределы доски в соответствии со значениями, выпавшими на костях в конце игры.

  • Дом — последняя четверть игровой доски, куда каждый из игроков обязан привести свои шашки, прежде чем выбросить их.

  • Двор — четверть игровой доски, расположенная по другую сторону бара от дома.

  • Дубль (куш) — одинаковое число, выпавшее на обоих зарах. В этой ситуации игрок должен выполнить не 2, а 4 хода.

  • Голова — начальное расположение шашек.

  • Зары (камни, кости, кубики) — 2 игральные кости в виде кубиков с точками на гранях (от 1 до 6).

  • Ячейка (пункт, гнездо, лунка, луза, хан) — одна из 24 клеток, по которым шашки двигаются на игровой доске.

Вам понадобятся

  • поле для игры в нарды

  • 2 игральных кубика (зары)

  • набор шашек (15 белых, 15 черных)

Цель игры

Существует несколько разновидностей игры в нарды. Самые распространенные из них — длинные и короткие нарды, но во всех одна цель игры — привести все свои шашки в дом и выбросить их за пределы доски до того, как это сделает ваш соперник.

Длинные нарды

Начало игры

  • Количество игроков — 2.

  • У каждого игрока 15 шашек.

  • Начальное расположение шашек называется «голова» (см. фото). За один ход с головы можно брать только 1 шашку.

  • Чтобы определить, кто ходит первым, каждый игрок бросает кубик. Первым ходит тот, у кого выпало большее число.

  • Далее игроки ходят по очереди.

  • Кости бросаются на доску с одной стороны от бара (середины поля). Если кость оказалась за пределами поля или дотронулась до края, нужно бросить еще раз.

Ход игры

  • В длинных нардах нужно ходить против часовой стрелки. Ячейки (клетки), по которым надо делать ходы, на фото условно обозначены цифрами.

  • Если в ячейке стоит шашка противника, ставить свою шашку там нельзя.

  • Чтобы сделать ход, бросьте 2 кубика. Далее дважды сделайте ходы на то количество шагов, какое число выпало на кубиках. Например, если у вас выпало «1» и «3», то сделайте 1 шаг и 3 шага. Можно ходить одной шашкой, а можно разными. Не забывайте о том, что с головы можно брать только одну шашку за ход.

  • Если выпал дубль (гош, или куш), количество шагов за ход удваивается. Например, если выпало «2» и «2», вы можете пойти на 2 ячейки вперед 4 раза. В этом случае можно использовать 1 шашку, либо 2, 3 или 4 на ваше усмотрение.

  • Если во время первого броска в партии выпало «6-6», «4-4» или «3-3», можно взять с головы 2 шашки, так как проход для одной шашки будет закрыт шашками противника.

  • Блок — это 6 шашек в ряд. Такой блок можно строить, если хотя бы 1 шашка противника находится перед этим заграждением.

  • Шашка является «запертой», если перед ней находятся в ряд 6 шашек противника. В этом случае ею нельзя сделать ход.

  • Если шашки «не идут», то есть расстановка на поле такая, что сделать ход на выпавшее количество очков невозможно, эти очки пропадают, а шашки не двигаются.

  • На одно поле можно ставить любое количество шашек.

  • Если можно сделать ход только на то количество очков, которое выпало на одной из костей, можно сделать этот ход.

  • Если оба хода одновременно сделать нельзя, необходимо выбрать более длинный ход.

  • Нельзя отказаться от полного хода (на число, выпавшее на обеих костях), если такой ход возможен.

Окончание игры

  • Когда все шашки оказались в доме (см. фото), игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит в ячейке, соответствующей выброшенным на зарах очкам. Например, если на костях выпало «2» и «5», игрок может выбросить с поля шашки, находящиеся в ячейках под номерами 2 и 5.

  • Очки, выпавшие на костях, можно использовать, чтобы выбросить шашку с поля или сделать ею ход в доме.

  • Когда шашки на полях высшего разряда закончились, можно выводить шашки со следующих по старшинству полей. Например, если выпало «6» и «5», но в ячейках «6» и «5» шашек больше нет, можно выбросить с поля 2 шашки со следующего по порядку поля «4». Если же оно тоже пустует, то с полей «3», «2» и «1».

  • Партия заканчивается, когда один игрок выбросил с поля все шашки.

Счет в игре

  • Оин — положение, когда проигравший смог выкинуть хотя бы 1 шашку. Тогда победитель получает 1 очко.

  • Марс — ситуация, когда проигравший не смог выбросить ни одной шашки с поля. Тогда победитель получает 2 очка.

  • Ничья — на протяжении веков ничья в нардах не была допустима, но в последние годы Федерация нард ввела такое понятие. При условии, когда белые начинают, а потом выбрасывают все шашки за пределы поля, у черных остается один ход. Если во время этого хода черным удастся тоже выбросить все оставшиеся шашки, засчитывается ничья. Тогда каждый игрок получает половину очка — 0,5.

Отличие длинных нард от коротких

  1. Отличается начальная расстановка (см. фото).

  2. Шашки игроков двигаются навстречу друг другу: белые — против часовой стрелки, черные — по часовой стрелке.

  3. Шашки можно сбивать. Пункт, занятый одной шашкой противника, называется «блот». Если эту ячейку занимает шашка противника, блот считается побитым и кладется на бар. Первая обязанность обладателя шашек на баре — зарядить их в доме соперника. Такая шашка вступает в игру, перемещаясь в пункт дома, соответствующий выброшенному значению кости, если они не заняты 2 и более шашками противника. После того как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

  4. Нельзя использовать прием «запирание».

Фото на превью Бери и Делай
1-1-
655
Поделиться этой статьёй