Как научиться читать ноты
Изучать нотную грамоту — это как овладевать новым языком. Для начала потребуются терпение и самодисциплина, чтобы запомнить правила и множество новых терминов, знаков и обозначений. Если освоение теории сопровождается практикой, новые знания будут даваться легче и быстрее. Благодаря этому навыку вы поймете, как распознавать и даже слышать мелодию по нотам, что важно для тех, кто поет или постигает игру на музыкальных инструментах.
«Бери и Делай» составил пошаговое пособие, которое поможет овладеть нотной грамотой и понять, как правильно читать ноты. Мы рекомендуем двигаться постепенно от одного этапа к другому, уделяя достаточно времени каждому.
Наличие клавишного инструмента упростит вам задачу: он даст наглядное представление о том, как воспроизводить на практике то, что записано в нотах, и поможет быстрее научиться чтению нот.
A. Изучаем основы
1. Музыкальная система и звукоряд
Источник звука создает звуковую волну. Воздействуя на ухо человека, она порождает ощущение звука. Так мы распознаем звуки вокруг себя, но не все они могут служить материалом для музыки. Музыкальные звуки отобраны и организованы в определенном порядке их сочетания, который вырабатывается благодаря развитию музыкальной культуры. Поэтому музыкальная мелодия на слух отличается от простого несвязанного набора звуков и шумов.
У звука есть 4 свойства: длительность, громкость, тембр и высота. Ряд звуков, которые соотносятся между собой по высоте в определенном порядке, называется музыкальной системой. В ее рамках можно последовательно расположить звуки по высоте в восходящем или нисходящем порядке и получить звукоряд.
Для наглядного рассмотрения музыкальной системы, звукоряда и основ нотной грамоты удобнее всего использовать фортепиано (пианино или рояль).
Звук музыкальной системы называется ступенью звукоряда. Для музыкальной системы характерны 7 основных ступеней, которые соответствуют звукам, извлекаемым белыми клавишами фортепиано. Они изображены на картинке выше. Их можно обозначить номером по порядку (от 1 до 7) или с помощью одной из систем:
- слоговой, где ступени обозначаются слогами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си;
- буквенной, где ступени обозначаются буквами латинского алфавита от A до H или от A до G (в зависимости от страны).
Все 7 основных ступеней периодически повторяются на разных участках звукоряда, но повторяющиеся ступени отличаются друг от друга по высоте.
Важно: В русской традиции ноту си могут обозначать латинской буквой H, а си-бемоль — буквой B. В англоязычной традиции ее же обозначают латинской буквой B, а си-бемоль — составным обозначением B-flat или комбинацией букв Bb.
Расстояние от одной ступени вверх или вниз по высоте до другой одноименной ступени (8-й по счету) называется октавой. На картинке сверху красными точками отмечены клавиши, соответствующие ноте до. Расстояние между ними равняется октаве.
Таким образом, звукоряд можно разделить на октавы. Это хорошо отображает клавиатура фортепиано, на которой располагается 7 полных октав. Каждая имеет свое название.
Чтобы не запутаться, глядя на картинку выше, найдите 1-ю октаву на фортепиано. Попробуйте сыграть на ней ноту ля. Если вы нажали верную клавишу, звук будет идентичен звуку, который издает этот онлайн-камертон. Именно камертон воспроизводит эталонную высоту звука, по которой настраивают инструменты.
Когда мы поем, обычно наш голос охватывает диапазон, равный целиком 1-й октаве и частично или целиком малой (у мужчин) и 2-й октавам (у женщин). Благодаря врожденным особенностям и профессиональному образованию диапазон может быть шире. Например, Уитни Хьюстон свободно брала любую ноту в диапазоне 5 октав.
Часть диапазона или звукоряда называется регистром. Средний регистр охватывает малую, 1-ю и 2-ю октавы. Выше находится верхний, или высокий, регистр, а ниже — низкий.
Для графического обозначения высоты звука принято использовать овал. Каждый овал, обозначающий таким образом звук, представляет собой определенную ноту.
2. Ноты
Названия нот соответствуют семи основным ступеням музыкальной системы, о которых говорилось выше: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но их можно обозначать буквами латинского алфавита (от A до H или от A до G). Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, как мы и говорили выше, называются одинаково. Так, есть нота до 1-й октавы и нота до 2-й октавы.
У каждой ноты есть головка (тот самый овал), к которой могут присоединяться штиль и флажок. Способ начертания головки, штиля и флажка подсказывает длительность ноты.
- У целой ноты головка внутри незакрашенная, по форме словно чуть приплюснута сверху, у нее нет штиля и флажка. Это одна из самых длинных нот.
- У половинной головка внутри тоже незакрашенная, нет флажка, но есть штиль. Она короче целой ноты в 2 раза.
- У четвертной ноты черная головка, нет флажка, но есть штиль. Она короче целой в 4 раза, а половинной — в 2 раза.
- У восьмой ноты черная головка, есть штиль и флажок. Она короче целой в 8 раз, половинной — в 4 раза, а четвертной — в 2 раза.
- У шестнадцатой ноты черная головка, есть штиль и 2 флажка. Она короче целой в 16 раз, половинной — в 8 раз, четвертной — в 4 раза, а восьмой — в 2 раза.
Также есть тридцать вторая (с тремя флажками), шестьдесят четвертая (с четырьмя флажками), сто двадцать восьмая (с пятью флажками) и двести пятьдесят шестая (с шестью флажками). Существуют ноты длиннее целой (бревис, лонга и максима), но они достаточно редко встречаются в музыкальных произведениях.
Для более удобного чтения несколько стоящих подряд нот короче четвертных можно объединить под одним ребром. Формат записи ребра определяется длительностью нот и количеством хвостов: восьмые ноты сгруппированы под одинарным ребром, шестнадцатые — под двойным и т. д.
Если способ начертания ноты говорит о длительности звука, то для того, чтобы отразить его высоту, нужен нотный стан и некоторые дополнительные знаки.
3. Нотный стан
Для записи нот используется нотный стан — набор из 5 горизонтальных параллельных линий, или нотных линеек. Ноты располагают на них и в промежутках между ними. Бывает, что ноту нужно поместить выше или ниже имеющихся линеек. Для этого дорисовывают сверху или снизу короткие добавочные линии для каждой конкретной ноты. Но и этого недостаточно: чтобы иметь возможность записывать ноты разной высоты в пределах нотного стана, нужны дополнительные знаки, в первую очередь это ключи.
4. Ключи
Ключ — это знак, который стоит в самом начале нотного стана и подсказывает высоту записанных нот. Различают несколько основных типов ключей, центральный элемент которых помогает определить, в каком регистре звучит мелодия и каким звукам соответствуют записанные ноты. Для игры на большинстве музыкальных инструментов или для вокального исполнения необходимо различать скрипичный, басовый и альтовый ключи, поэтому с ними следует ознакомиться в первую очередь.
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и верхнего регистра. Его центральный завиток находится там же, где и нота соль 1-й октавы.
Басовый ключ используется для нот нижнего регистра. Его завиток находится на линейке, на которую помещается нота фа малой октавы, а 2 точки ключа — сверху и снизу от нее. Это является ориентиром, который подсказывает, где располагаются остальные ноты.
Альтовый ключ используется для инструментов, чей диапазон охватывает часть нижнего и среднего регистра. Его средняя часть, находящаяся между двумя завитками, подсказывает, где на нотном стане в альтовом ключе находится нота до 1-й октавы.
Нужно быть внимательными и всегда проверять, где располагается центральный элемент каждого ключа.
Например, нота до 1-й октавы располагается внизу на добавочной линии в скрипичном ключе, на 3-й линии в альтовом ключе и вверху на добавочной линии в басовом ключе. Поэтому без ключей в начале нотного стана нельзя определить, каким звукам соответствуют ноты, изображенные на нотном стане. Также важно уметь различать ключевые и случайные знаки.
5. Ключевые и случайные знаки, тональность
В европейской музыке октаву принято разделять на 12 равных частей, которые называют полутонами. Посмотрите на картинку выше: полутон — это наименьшее расстояние между двумя клавишами фортепиано — белой и черной или белой и белой (если между ними нет черной клавиши).
Получается, что высота ноты, издаваемой белой клавишей, отличается на полтона от высоты ноты, которую издает соседняя черная клавиша (или белая, если между ними нет черной).
Два соседних полутона формируют тон. Взгляните на картинку выше: высота ноты, издаваемой белой клавишей, отличается на целый тон от высоты той, которую издает соседняя белая клавиша, если между ними есть черная клавиша. То же самое наблюдается между двумя черными клавишами или белой клавишей и черной, если их разделяет белая клавиша.
Чтобы отобразить эту разницу в нотном письме, используют специальные знаки альтерации. Рассмотрим два из них: диез (♯) и бемоль (♭).
На картинке выше изображена запись диеза и соответствие ей на клавиатуре фортепиано. Мы получим ноту до-диез, если нажмем черную клавишу между до и ре. Или ре-диез, если нажмем черную клавишу между ре и ми.
Но может ли существовать ми-диез, если черной клавиши справа нет? Может, так как диез обозначает повышение высоты ноты на полтона. Ми-диез звучит как фа, но в некоторых случаях записывается именно как ми-диез, если того требуют определенные правила.
На картинке выше изображена запись бемоля в нотах и соответствие ей на клавиатуре фортепиано. Бемоль может стоять и перед нотой до, означая, что она понижается на полтона и превращается в ноту си.
Получается, что любую ноту можно записать разными способами. Посмотрите на картинку ниже.
Фа-диез и соль-бемоль — это разные ноты в нотной записи, но звучат они как одна и та же нота на инструменте (для их исполнения нужно нажать одну и ту же клавишу). Получается, если вы не распознали верно знак альтерации, можно сыграть неправильную ноту.
Если диез или бемоль появляется в нотах непосредственно перед изменяемой нотой, его называют случайным и он лишь временно влияет на ноту (до конца такта). Когда диезы или бемоли находятся сразу после музыкального ключа, их называют ключевыми. Что это значит?
Их место на нотном стане подсказывает, на какие ноты они распространяются. На картинке выше 2 диеза стоят справа от скрипичного ключа на линейках, которые в этом ключе занимают ноты фа и до. Это значит, что все фа и до во всех октавах в этом музыкальном произведении играются на полтона выше, если не будет добавлено иных знаков. Ниже есть другой пример: бемоль справа от скрипичного знака означает, что все ноты си в этом произведении играются на полтона ниже. Это правило касается и любого другого ключа.
Можно заметить, что вне зависимости от музыкального ключа знаки альтерации всегда проставляют в определенном порядке, связанном с понятием тональности. Что это такое?
На картинке выше изображена гамма — последовательный звукоряд, в котором первая и последняя ноты совпадают по названию, но находятся друг от друга на расстоянии октавы.
Чтобы сыграть эту гамму, достаточно подряд коснуться всех белых клавиш (можно использовать для этого онлайн-клавиатуру фортепиано). Она будет звучать радостно, или в мажоре. Мажор — это один из двух ладов. Второй, который противопоставляется ему и отличается грустным звучанием, называется минором.
Выше мы изобразили гамму до мажор, она исполняется в тональности до мажор. Это значит, что ее звукоряд начинается с ноты до и звучит в мажорном ладу. Любая мелодия, записанная в тональности до мажор, будет тоже звучат в мажоре, если не использовать случайные звуки альтерации.
Таким образом, существуют мажорные и минорные тональности. В начале нотного стана сразу после ключа с помощью диезов, бемолей или их отсутствия указывается тональность, в которой играется произведение. Тональность помогает задавать звуковую окраску произведения, упрощает игру на том или ином инструменте и избавляет от необходимости лишний раз обозначать понижение или повышение звука.
Но бывают ситуации, когда действие диеза или бемоля для конкретной ноты нужно временно отменить. Для этого перед ней ставят бекар (♮).
Также с помощью бекаров можно отменить действие ключевых знаков в любом месте произведения или изменить эти знаки на другие. Тогда новые ключевые знаки будут действовать до конца произведения или до их отмены.
B. Осваиваем доли и ритм
1. Ритм, доля и метр
У звуков есть длительность. Если их организовать в последовательность по длительности в сочетании с моментами тишины, то получится ритм. Многие из нас обращают на него внимание и невольно постукивают ногой, повторяя его во время прослушивания музыки.
С помощью стука через равномерные промежутки времени мы делаем акцент на определенных звуках и тем самым разделяем произведение на одинаковые по длительности части — такты.
Такт обычно начинается с акцента, который выделяется повышением громкости ноты. В музыке такой акцент называется сильной долей. После нее и перед ней звучит слабая доля, создавая контраст и тем самым подготавливая слушателя к акценту. Чередование сильных и слабых долей называется метром. Числовое выражение метра с указанием длительности называется размером.
Размер такта указывается после ключа в начале музыкального произведения (или такта, начиная с которого он изменился) обычно в виде дроби.
В музыке числитель дроби показывает количество долей в такте, а знаменатель — относительную длительность каждой доли. Например, размер 3/4 говорит о том, что в каждом такте есть 3 доли, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте. А при размере 6/8 в каждом такте располагается 6 долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте.
Важно: Иногда размер 4/4 могут записать в виде большой буквы C, а 2/2 — в виде большой буквы С, перечеркнутой вертикальной линией посередине.
Размер подсказывает, как мы можем разместить ноты разной длительности внутри одного такта. Если взять любой марш и убрать высотные соотношения звуков, мы обнаружим определенную последовательность звуковых длительностей — ритмический рисунок. Его можно сравнить с шаблоном, который задает характер роду или жанру музыки.
В качестве примера послушайте и сравните, как звучит размер и где располагаются сильные доли в вальсе из мультфильма «Анастасия» и Имперском марше из «Звездных войн»: в первом случае размер привязан к размеру танца, где на каждый такт приходится 3 шага, а во втором случае размер марша должен быть удобен для марширования, поэтому количество долей в такте будет четным.
Когда музыкальное произведение или музыкальная фраза внутри произведения начинаются со слабой доли, ноты записывают в затакте. Фактически затакт — это неполный такт.
Выше на картинке изображен именно затакт: если вы сыграете мелодию, то обратите внимание, что на затакт приходится слабая доля.
Но тактовая черта — это не единственная вертикальная черта, которая встречается в нотах. В начале нотного стана (слева) обычно ставится вертикальная черта, соединяющая все 5 линий, которую называют начальной чертой. Справа от нее помещают ключ, ключевые знаки (при необходимости), указывают размер и располагают ноты. Есть и другие линии.
- Между собой такты разделяются одинарной вертикальной линией, которая называется тактовой чертой.
- Конец одной части композиции и начало другой отмечают двойной тактовой чертой.
- В заключительной части произведения ставят тоже двойную тактовую черту, но одна из ее вертикальных линий увеличенной толщины. Такой знак называется заключительной двойной чертой.
- Наличие двух точек справа от подобной двойной линии означает, что с этого момента произведение нужно повторить.
- Наличие двух точек слева от подобной двойной линии подсказывает, что повторить произведение нужно до этого момента.
- Наличие двух точек слева и справа от подобной двойной линии значит, что слева и справа от нее находятся 2 части произведения, которые необходимо повторить.
2. Паузы
Когда необходимо сделать перерыв в звучании музыкального произведения, на нотном стане отмечают паузу. Паузы тоже различаются по длительности по аналогии с нотами: могут быть целыми, половинными, четвертными, восьмыми, шестнадцатыми, тридцать вторыми и т. д.
Существуют ситуации, когда инструмент или голос исполнителя не должны звучать длительное время. Например, когда весь оркестр затихает, слушая, как свою партию исполняет солист. В таком случае паузы, которые будут длиться дольше одного такта, принято обозначать Н-образным знаком, над которым указывается количество тактов «тишины». Если вам попадется такой знак, как на картинке выше, вы можете отдохнуть и ничего не исполнять целых 15 тактов.
3. Знаки, изменяющие длительность нот
В некоторых случаях длительность конкретной ноты надо изменить. Для этого используются следующие символы:
- Точка — знак, который увеличивает длительность ноты и всегда ставится справа от нее. Если точка одна, то нота звучит в полтора раза дольше, чем обычно. Если точек две, то нота звучит длиннее на одну целую и 3/4 от ее обычной длительности. Точки также ставятся при паузах, увеличивая их длительность в полтора раза.
- Связующая лига — дуга, которая может объединять соседние одинаковые ноты. Из соединенных лигой нот образуется одна, по длительности равная их сумме. Часто используется для соединения нот, стоящих на границе двух тактов. Паузы лигами не соединяются. Не стоит путать такую лигу с легато — похожей дугой, которая соединяет разные ноты и сообщает, что исполнять их надо как будто на одном дыхании, плавно и мягко. Кстати, противоположностью легато выступает стаккато — тоже музыкальный штрих в виде точек над или под нотами, который обозначает, что их надо исполнять резко и отрывисто. В результате длительность ноты тоже незначительно сокращается.
- Фермата — знак, который ставится над или под нотой или паузой, обозначая произвольное увеличение ее длительности, зависящее от характера произведения и предпочтений исполнителя.
4. Темп
Темп — это скорость исполнения музыкального произведения. Темп указывается над нотным станом в начале произведения, а также в тех местах, где он меняется. Он может быть обозначен итальянскими терминами. Ниже указаны некоторые примеры.
К медленным темпам относят:
- Largo (ларго) — медленно и широко
- Lento (ленто) — медленно и протяжно
- Adagio (адажио) — медленно и спокойно
- Grave (граве) — очень медленно и тяжело
Умеренные темпы:
- Andante (анданте) — спокойно, не спеша
- Andantino (андантино) — чуть подвижнее, чем andante
- Moderato (модерато) — умеренно
- Allegretto (аллегретто) — оживленно
- Allegro moderato (аллегро модерато) — умеренно оживленно
Быстрые темпы:
- Allegro (аллегро) — быстро
- Vivo (виво) — живо
- Vivace (виваче) — живее, чем vivo
- Presto (престо) — быстро
- Prestissimo (престиссимо) — очень быстро
На протяжении музыкального произведения основной темп может на время меняться, замедляясь или ускоряясь, что отмечается в нотах дополнительными итальянскими терминами. Также в нотах могут встречаться термины и обозначения ритма на других языках, чаще всего на немецком, французском и английском.
Кстати, в нотах есть и другие итальянские термины, с которыми вы наверняка столкнетесь. В первую очередь следует обратить внимание на обозначения оттенков громкости звучания, которые подсказывают, насколько тихо или громко следует играть конкретную музыкальную фразу.
Для каждого темпа есть рекомендуемая скорость исполнения. Она выражается в ударах, которые должны прозвучать в течение минуты. При этом длительность каждого удара соответствует длительности определенной ноты.
- Пример А: число 60 рядом с четвертной нотой означает, что должно быть сыграно 60 четвертных нот в минуту.
- Пример В: число 60 рядом с восьмой нотой означает, что должно быть сыграно 60 восьмых нот в минуту.
Чтобы слышать ритм и придерживаться его во время исполнения, музыканты во время репетиций используют специальный прибор — метроном. Он отсчитывает нужный ритм, помогая музыканту выучить и запомнить скорость исполнения произведения. Буквы ММ в обозначении темпа на картинках выше подсказывают, что речь идет о количестве ударов в минуту по метроному Мельцеля — так звали механика и пианиста, чьим усовершенствованным метрономом стали пользоваться разные музыканты по всему миру.
Когда музыкант только начинает разбирать произведение, он играет его не в том темпе, который рекомендован автором, а медленнее, чтобы разучить ноты. А уже после постепенно увеличивает скорость исполнения.
C. Учимся играть по нотам
Зная основные обозначения и знаки, можно читать ноты. Опытные музыканты могут сразу представить себе мелодию в голове, услышать, как звучат ноты. Новичкам удобнее разбирать ноты медленно, проигрывая их на инструменте.
Совет: Разбирая ноты, удобно держать под рукой список различных обозначений и подглядывать в него, если вы забыли или никогда не встречались с тем или иным знаком или термином.
Пример № 1. Читать ноты нужно слева направо. Сначала мы видим скрипичный ключ, который сразу подсказывает нам, ноты какой октавы расположены на основных нотных линейках. После ключа нет никаких ключевых знаков. Затем идет размер — 3/4. Значит, в каждом такте — по 3 четвертные ноты.
Начинается мелодия с затакта, где располагаются 2 восьмые ноты — это ноты соль 1-й октавы. Проиграв до конца 1-ю строчку, мы, не останавливаясь, играем следующую. На 2-й строчке во 2-м такте над 2-й четвертью стоит фермата — значит, эту ноту можно сыграть чуть дольше, чем обычную четверть, тем самым сделав акцент. А после играть в первоначальном темпе до конца. Если вы сыграете все ноты, то наверняка узнаете мелодию песни «Happy Birthday to You!».
Пример № 2. Здесь уже 2 строчки, но их объединяет вертикальная линия слева. Это означает, что обе строчки нужно исполнять одновременно, например один музыкант играет только ноты 1-й строчки (в скрипичном ключе), а другой — только ноты 2-й строчки (в басовом ключе).
Как звучит сама мелодия? Мотив начинается с соль 1-й октавы в верхней строчке. Это четверть с точкой, которая длится в полтора раза дольше обычной четверти, затем восьмая и снова четверть. В следующем такте половинка с точкой, которая длится весь такт, или три четверти. Если сыграть ноты 1-й строчки, вы узнаете мелодию песни «Stille Nacht, heilige Nacht» («Тихая ночь, святая ночь»), которую часто исполняют в Рождество.
Во 2-й строчке в начале стоит басовый ключ, а значит, здесь 1-я нота — это до 1-й октавы, которая длится целый такт. В нотах 2-й строчки не получится обнаружить знакомую мелодию. Но стоит одновременно сыграть обе строчки, и вы заметите, что ноты в басовом ключе прекрасно дополняют основную мелодию в скрипичном ключе, сопровождая ее или аккомпанируя ей.
Пример № 3. Здесь 4 строчки, но 2 верхние и 2 нижние объединены между собой фигурной скобкой. Она подсказывает, что эти 2 строчки играют одновременно на одном инструменте, например на фортепиано. Правой рукой исполняются ноты верхней строчки, а левой — нижней. Как только вы обеими руками сыграли 2 верхние объединенные строчки, сразу же переходите к следующей паре, расположенной ниже.
Здесь, как и в примере № 2, сверху ноты записаны в скрипичном ключе, а внизу — в басовом. Но сразу после ключа есть ключевые знаки — 5 бемолей, а значит, все ноты си, ми, ля, ре и соль нужно играть на полтона ниже. Указан размер 4/4, а также рекомендуемый ритм исполнения — Andante, то есть «спокойно, не спеша».
Во 2-м такте перед последней нотой верхней строчки появляется маленькая шестнадцатая — это своеобразное украшение мелодии, которое рекомендует сделать автор. Такой прием называется длинным форшлагом и исполняется за счет длительности основной ноты, то есть фактически в нашем случае это две тридцать вторых. В нижней строчке похожая ситуация складывается с паузой, которая находится прямо на ребре шестнадцатых. Вы можете не играть форшлаг, но он украсит композицию.
В следующих двух строчках все достаточно просто: основная мелодия продолжает звучать в скрипичном ключе, в то время как ноты в басовом ключе создают аккомпанемент. Лига между 1-м и 2-м тактом 1-й строчки соединяет одинаковые ноты через тактовую черту, подсказывая, что их следует играть как одну восьмую, без каких-либо пауз. После появляется двойная четвертная нота — у нее 2 овала на одном штиле. Это значит, что 2 разных звука одинаковой длительности надо взять одновременно. В партии для левой руки сложностей нет. Если вы сыграете мелодию до конца, то узнаете мотив песни «Butterfly» группы BTS.