Бери и делай
НовоеПопулярное
Изучай
Создавай
Улучшай

Как научиться играть в шахматы

Шахматы всегда выделяются из массы других игр, традиционно считаясь выбором интеллектуалов. В реальности правила игры достаточно просты, а вот ум и хитрость пригодятся, чтобы как можно быстрее и эффективнее поставить шах и мат королю противника.

«Бери и Делай» предлагает подробное руководство для новичков, которые хотят научиться игре в шахматы.

Как правильно расставить фигуры

На шахматной доске всего 64 клетки. Есть вертикали, отмеченные буквами, и горизонтали, обозначенные цифрами. Благодаря этому у каждой клетки или поля есть свое обозначение: буква вертикали и цифра горизонтали.

В начале игры фигуры расставляются вдоль вертикалей в строгом порядке, как на картинке выше. Обратите внимание на пару вещей в начальном расположении фигур:

  • ферзь стоит на клетке, соответствующей его цвету;
  • белый король всегда стоит на клетке E1, а черный — на клетке E8.

Как ходят фигуры

Ладья двигается только по вертикали и горизонтали на любое количество клеток. Если на ее пути стоит фигура противоположного цвета, ладья может атаковать, заняв ее место. Фигура, на которую напали, выходит из игры.

В начале игры белые ладьи располагаются на клетках A1 и H1, а черные — на A8 и H8.

Конь ходит кириллической буквой «Г» или латинской буквой «L». Он может атаковать те фигуры противоположного цвета, которые стоят на конечной клетке его хода.

В начале партии белые кони находятся на клетках B1 и G1, а черные — на B8 и G8.

Важно: Во время хода только конь способен перескакивать через другие фигуры. Благодаря этому в начале партии можно сделать первый ход конем, перепрыгнув через пешки. У других фигур нет такого преимущества. К примеру, ход ладьи будет ограничен, если на ее пути будет стоять фигура.

Слон двигается по диагоналям на любое количество клеток, если на его пути нет других фигур. Каждому игроку дается по 2 слона: один ходит только по белым клеткам (белопольный), а второй — только по черным (чернопольный).

В начале игры белые слоны занимают поля C1 и F1, а черные — C8 и F8.

Ферзь имеет право перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по вертикали, горизонтали или диагонали, совмещая возможности ладьи и слона. Это делает его самой сильной фигурой в игре: находясь в центре, он может атаковать сразу 27 полей, если на его пути нет преград.

В начале игры белый ферзь стоит на клетке D1, а черный — на D8.

Король — главная фигура в шахматах. Его потеря грозит поражением. Белый король начинает игру на поле E1, а черный — на E8. Каждый из них способен перемещаться лишь на 1 клетку в любом направлении и атаковать другие фигуры, находящиеся рядом с ним, соблюдая 2 условия:

  • минимальное расстояние между двумя королями всегда должно составлять 1 поле;
  • король не может занять поле, если тем самым поставит себя под удар противника.

Пешка — самая слабая фигура, способная превратиться в любую другую (кроме короля), добравшись до противоположного конца доски. Таким образом, в конце игры у каждого игрока может быть до 9 ферзей. Хотя в некоторых случаях полезнее заменить пешку на коня.

В самом начале игры ряд белых пешек занимает горизонталь от A2 до H2, а черные — от A7 до H7.

Ходы пешек ограничены несколькими правилами:

  • при обычном ходе пешка двигается только вперед на свободное поле, находящееся на той же вертикали, но не может атаковать фигуру, которая стоит перед ней;
  • если это самый первый ход пешки, она может продвинуться либо на 1, либо сразу на 2 свободных поля вперед вдоль своей вертикали;
  • если на соседней по диагонали клетке находится фигура противника, пешка может атаковать и встать на ее место, тем самым сменив вертикаль.

У пешки есть еще одно необычное движение, которое называется «взятием на проходе»: допустим, вы играете белыми фигурами и ваша пешка стоит в 5-м ряду. Пешка противника во время своего первого хода передвигается на 2 клетки вперед и становится рядом с вами. Ход за вами: можно передвинуть свою пешку по диагонали в сторону пешки противника и взять ее на проходе или атаковать. Так, словно во время прошлого хода она передвинулась лишь на 1 клетку вперед.

Начало игры

Согласно правилам, первый ход всегда за белыми фигурами. В начале игры ладья, слон, ферзь и король закрыты пешками и не могут ходить. Поэтому первый ход можно сделать только пешкой или конем. Но, открывая путь другим своим фигурам, нужно помнить, что одновременно с этим необходимо думать об их защите от действий противника.

Шахматная партия включает 3 стадии:

  • дебют, когда игроки выводят фигуры и делают первые ходы, от которых зависит, как будет разыграна партия;
  • миттельшпиль, во время которого разворачиваются основные события: игроки защищают свои фигуры, одновременно атакуя противника, стараются занять центр и борются за свободные вертикали;
  • эндшпиль, который является заключительным этапом партии — большинство фигур уже разменяно, короли начинают активно передвигаться, игроки пытаются провести пешки в ферзи.

Цель игры

Необходимо поставить короля противника в позицию, в которой он не сможет защититься от атаки. Атакуя другие фигуры, вы «съедаете» их, убирая с доски. Чем меньше у противника фигур, тем больше у вас возможностей напасть на короля противника и объявить шах.

  • Шах — это ситуация, когда вы ставите свою фигуру так, что при следующем ходе она наносит удар по королю противника. Короля нельзя атаковать без предупреждения. Если ему объявили шах, то в следующем ходе игрок должен увести его из-под удара: переместить на другое свободное поле, закрыть фигурой или атаковать ту фигуру, которая несет угрозу.
  • Мат объявляют, когда защитить короля невозможно, и партия заканчивается. Тот, кто объявил мат, выиграл.

Пример: на картинке выше белый слон объявляет шах черному королю. Тот может избежать мата, если передвинется на соседнюю клетку или закроется конем.

Важно: Король и ладья могут совершить рокировку. Это позволяет убрать самую ценную фигуру из середины поля, где она подвергается наибольшей опасности. Как это происходит:

  • король передвигается на 2 клетки в сторону любой ладьи;
  • ладья при этом перепрыгивает через короля, приземлившись на соседней с ним клетке.

При этом между королем и ладьей не может быть других фигур, а на короле не должен стоять шах. Для обеих фигур, участвующих в рокировке, это должен быть первый ход за всю партию. Рокировка считается одним ходом, несмотря на то что передвигаются 2 фигуры.

Ценность фигур

У каждой фигуры есть своя относительная ценность. У пешек она равна 1, у коней — 3, у слонов — 3,5, у ладей — 5, и 9 у ферзя. Такой расклад помогает сравнить общую ценность фигур каждого игрока и понять, на чьей стороне преимущество.

Полезные советы для новичков

Большим преимуществом обладает тот, кто выведет фигуры в центр. Для этого в начале игры выводите пешки вперед. Заняв пешками центр, играйте конями и слонами. Так противнику будет сложнее использовать весь потенциал и способности своих фигур.

Не двигайтесь импульсивно, попробуйте планировать свои ходы и предугадывать движения противника. Возможно, в каких-то моментах придется отказаться от атаки противника или пожертвовать более ценной фигурой, чтобы в итоге прийти к победе.

Пешки сильнее, когда стоят рядом, например в такой цепи, защищая друг друга от нападений. Подвижная пешечная цепь — эффективное средство атаки.

Кони слабы, если держать их у края доски. Но если вывести ближе к центру, они будут контролировать до 8 клеток. Кроме того, эта фигура может атаковать любую другую, кроме себе подобной, без угрозы ответного удара.

Слоны сильнее всего на длинных диагоналях или рядом с ними, а также эффективны для поддержания основания пешечной цепи игрока или разрушения ее у противника.

У ладей больше влияния на открытых вертикалях, где они могут поддерживать проход пешек к противоположному концу доски и отсекать короля противника от какого-то сегмента доски.

Стратегически лучшее место для ферзя — это центр, если вокруг нет большого количества фигур. Некоторые игроки предпочитают держать его в одном ходе от центра и не загораживать путь другими фигурами.

Что такое пат

Пат — это положение, при котором игрок имеет право хода, но не может им воспользоваться из-за отсутствия на доске фигур или возможности ходить по правилам, хотя король при этом не находится под шахом. Пат приводит к ничьей.

На фотографии выше у игрока, контролирующего черные фигуры, нет возможности ходить. Его пешки заблокированы, а король в ловушке. Этому игроку выгодна ничья. Его противник, который играет белыми фигурами, вряд ли рад, ведь он упустил возможность выиграть партию.

Как быстрее превратиться из новичка в опытного игрока

  • Изучите разные стратегии для каждой стадии игры. Начните с эндшпиля, затем перейдите к дебюту, закончите миттельшпилем. Так вы запомните определенные комбинации ходов, научитесь прогнозировать поведение другого игрока, сможете эффективно планировать свои действия.
  • Изучите теорию. Попробуйте онлайн-курсы, не брезгуйте учиться по учебникам, особенно детским — там многие вещи объясняются простым языком.
  • Тренируйте себя, решая задачи. Новичкам полезно разрабатывать тактические навыки. Это научит видеть больше возможностей при игре.
  • Играйте с соперниками, которые немного сильнее вас. Но не с компьютером: на нем сложно настроить подходящий уровень — игра будет или слишком сложной, или чересчур простой.
  • Анализируйте игру: записывайте ходы обоих игроков во время партии, а затем изучайте их.
Поделиться этой статьёй