Бери и делай
Бери и делай

Как понять язык дирижерского жеста

Наверняка многие любители классической музыки при просмотре выступлений музыкантов порой задумывались, что означают взмахи дирижера.

Чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе, «Бери и Делай» расскажет, какую роль играют движения руководителя оркестра.

Зачем оркестру дирижер

Музыканты вполне могут исполнить весьма обширный репертуар произведений без помощи дирижера, но есть ряд весомых причин, по которым без его ориентира не обойтись.

  • Дирижер задает темп, чтобы весь оркестр играл с одинаковой скоростью.
  • Оркестру нужен профессионал, который будет подсказывать членам коллектива, когда вступать. Не всегда все инструменты играют одновременно. Некоторым артистам иногда приходится ждать своей партии, высчитывая момент вступления самостоятельно, чтобы не сбиться с ритма. Потребность в этом отпадает, когда к делу подключается дирижер. В его партитуре записаны все инструменты, поэтому он подает сигналы, ориентируясь на которые каждый вступает со своей единственной нотой.
  • Оркестр нуждается в человеке, который будет направлять коллектив, стоя на видном месте — перед всеми посередине. Дирижер также может стоять рядом с музыкантами, следя за общим звучанием инструментов, и вносить коррективы по ходу исполнения композиций по необходимости.

Чем управляет дирижер

Дирижер взаимодействует с оркестром с помощью невербальных средств общения, задействовав мимику и движения рук и тела. Осанка должна быть прямая, тело расслаблено. Ноги на ширине бедер, грудь и плечи расправлены, голова и руки не напряжены. На усмотрение дирижера используется специальная палочка, которая является продолжением руки и помогает управлять музыкантами.

Что означают жесты дирижера

1. Правая рука

Дирижер, как правило, держит палочку в правой руке, которой указывает на темп и отбивает такт с помощью специальных жестов, сохраняя непрерывную ритмическую пульсацию на протяжении всей композиции. Одна из наиболее важных задач дирижера — задать ритм. Например, в поп- или рок-музыке ритм задает барабанщик.

В классической музыке он хоть и не так ярко выражен, но тоже присутствует. Этому жанру присуща постоянная смена ритма: иногда он замедляется, иногда ускоряется, а иногда и вовсе замирает на пару секунд. Это важно для естественного звучания мелодии. Задача дирижера — вовремя сигнализировать о смене ритма.

Отрезок между двумя сильными долями называется такт. Дирижер пользуется общепринятой последовательностью жестов, каждый из которых соответствует одной доле такта. Сильную долю чаще всего обозначают движением руки вниз по центру, а другие доли сопровождаются последовательными взмахами вокруг нее. В такте может быть до 12 долей. Наиболее распространенные такты в музыке состоят из 1 доли, а также из 2, 3 и 4 долей.

Дирижер старается показывать все доли, так как бывает, что некоторые инструменты играют только часть произведения. В классической музыке живая, гибкая пульсация, которая варьируется время от времени. У артиста должно быть развито чувство равномерной пульсации, чтобы попасть в такт и не пропустить изменений в ритме и чередовании долей. По мере ускорения мелодии дирижер сосредотачивается только на сильных долях. Ниже мы покажем наиболее распространенные дирижерские схемы.

У каждого такта есть размер. Самый распространенный размер такта — 4/4. Это означает, что в такте 4 доли, длительность каждой из которых равна четвертной ноте. В таком случаев дирижирование начинается со взмаха палочкой, который также называют затакт или ауфтакт. Во время затакта оркестр молчит. Это самый важный жест для музыкантов, поскольку он предваряет сильную ноту, которую дирижер обозначает движением руки вниз. Как только рука опускается, звучат первые ноты. Затем кисть направляется влево, вправо и вверх.

Размер 3/4 тоже является одним из часто встречающихся в музыке. Это означает, что в такте 3 доли, каждая из которых равна четвертной ноте. Такой размер характерен для вальса и поздравлений с днем рождения. Дирижер начинает с затакта, подготавливая оркестр. Затем кисть движется вниз, вправо и вверх.

При 6-дольном размере добиться ясных и точных взмахов достаточно сложно, поэтому дирижируют по двудольной схеме. Размер 2/2 означает, что в такте 2 доли, каждая из которых равна половинной ноте. Дирижер оповещает музыкантов о начале произведения с помощью ауфтакта. Затем опускает палочку вниз и ведет ее вправо, очерчивая слегка изогнутую линию, а потом по такой же кривой линии делает взмах рукой. Если темп быстрый, дирижер двигает только запястьем.

Если какой-то размер вписывается в однодольную схему, это вовсе не означает, что в такте всего лишь 1 доля. Просто темп может быть настолько быстрым, что у дирижера нет возможности обозначить все доли. Дирижирование по такой схеме требует большого мастерства, так как необходимо уместить объемный такт в одном жесте. В таком случае движение палочкой сразу идет сверху вниз.

2. Левая рука

Указательным пальцем левой руки дирижер показывает на музыканта или оркестровую группу, которые должны вступить или закончить свою партию.

Также левой рукой дирижер указывает на постепенную смену темпа произведения, поворачивая ладонь к себе и загибая пальцы.

С помощью левой руки дирижер управляет скоростью и силой звука. Когда она вытянута вперед ладонью вниз, мелодия должна стать более равномерной и плавной.

Чтобы обозначить резкую паузу, дирижер быстро бьет кулаком по воздуху.

Бери и делай/Советы/Как понять язык дирижерского жеста
Поделиться этой статьёй